Сообщение Goodmama » 04 ноя 2020, 06:57
У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. Полезно проводить игру “Чудесный мешочек”. В мешочек из ткани помещаются различные предметы, ребенок должен опустить внутрь руку и достать нужный (мягкий, круглый и др.) предмет.
Ребенок может испытывать значительные затруднения в обучении из-за несформированности пространственных представлений.
На первом этапе работы у ребенка формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, учат ориентации в пространстве. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.
Упражнения для развития представлений о схеме тела:
Ребенка сажают лицом к зеркалу и просят потрогать глаза, нос, колено, стопу. Затем действие переносится на взрослого, и ребенок показывает на нем глаза, нос, лоб, уши, плечи.
При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (он дотрагивается рукой ребенка до указанных частей тела). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. Ребенок называет ту часть тела, которую трогает. Далее эти упражнения проводятся на кукле, потом на картинках. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, рта, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.
Путем специальных упражнений ребенка учат ориентироваться. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: “Мяч влево, вправо, вверх, вниз”. Ребенок копирует движения и тоже проговаривает их. Затем взрослый проделывает упражнения молча, ребенок копирует их и проговаривает. Далее ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.
Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют линии и ребенок передвигается по ним в заданных направлениях (справа налево, назад). Затем эти же линии рисуются на листе (доске), и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.
Советы по организации работы с детьми с ДЦП по развитию сенсорных способностей.
• Сведите к минимуму посторонние раздражители на занятии.
• Упражнения проводите в домашней обстановке во всех режимных моментах.
• Помните о главной направленности проводимого занятия.
• Поощряйте движения ребенка, вызывая его эмоциональную реакцию.
• Приготовьте необходимые игрушки, аксессуары, различные фактурные поверхности — мех, щётки с различным ворсом, крем, фонарики, елочные гирлянды, тактильные таблицы.
• Одобряйте ребенка — улыбайтесь, поглаживайте, обнимайте, подбадривайте его.
• Двигательные нарушения могут ограничивать возможности ребенка принимать участие в игре; вовлекайте его в игру, насколько это возможно.
• Не оказывайте физическую помощь ребенку, если у него есть трудности в повороте головы или в фиксации взгляда.
• Заканчивайте упражнение прежде, чем оно надоест ребёнку.
• Своевременно переключите его на другую деятельность при помощи голоса, логических пауз и ударений, интонации.
• Творчески подходите к использованию игр, сделайте занятия веселыми и увлекательными.
Для того, чтобы научить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать движение предмета взглядом и рукой, сформировать захват руки, можно использовать следующие упражнения.
• Если ваш ребёнок не фиксирует взгляд на игрушках, повяжите цветную повязку на свою голову, используйте яркие, блестящие предметы одновременно со звуковым раздражителем (звучанием колокольчика, погремушки, молоточка).
• Предложите ребёнку найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Постепенно перемещайте игрушку, дёргая за ниточку. Ребёнок будет прослеживать движение взглядом и попытается схватить игрушку рукой.
• Побуждайте ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за её перемещением. Активизируйте его внимание с помощью стихотворных текстов.
Для того, чтобы развивать ощущения ребёнка, можно применить лёгкие массажные движения, использовать поверхности с различной на ощупь фактурой.
• Положите перед ребёнком на стол тарелочку с тёплой водой, вату, жёсткую щетку. Действуйте рукой ребёнка, хлопая поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия словами, эмоциональными восклицаниями. Если ребёнок с удовольствием участвует в игре, побуждайте его к самостоятельным действиям.
• В дальнейшем используйте разнообразные поверхности — наждачную бумагу, тарелочку с кремом, коробочку с песком или крупами.
• Выдавите крем на левую руку ребёнка. Поглаживайте и похлопывайте её от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывая крем, действуя правой рукой ребёнка. Затем поменяйте руки. Движения сопровождайте эмоциональным комментарием. По мере возможностей, побуждайте ребёнка к самостоятельным действиям.
• Размягчите пластилин в форме дорожки и положите перед ребёнком на столе. Объясните ребёнку, что если кто-нибудь пойдёт по дорожке, останутся следы. Покажите, как их сделать, используйте для этого совмещённые действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки.
• Используйте пену для бритья, пусть ребенок окунет в нее ручки и исследует ее.
Для того чтобы развивать навыки сравнения и сопоставления, ощущения собственного тела, вызывайте интерес ребенка и положительные эмоции.
• Возьмите ребенка за руки, пусть он сравнит каждую часть вашей руки со своей.
• Сравнивайте ваше лицо с лицом ребенка, пусть он изучает ваши волосы, одежду. Можно использовать разнообразные аксессуары, чтобы возбудить интерес ребенка.
• Купание в ванной превратите в интересную игру по исследованию собственного тела, «устройте» волны над разными частями тела ребенка, называя их.
• Возьмите большую кисть для нанесения макияжа, погладьте поочередно руки, части лица и тела ребенка, называя их — носик, ушки, щечки, животик, ножки и т.д.
• Посадите ребенка себе на колени перед большим зеркалом, раскачивайте его и комментируйте свои действия. Поднимите его ручки вверх, привлеките его внимание. Попробуйте украсить лицо ребенка — для этого подойдут различные аксессуары (парик, шляпки, перья, елочные гирлянды и др.).
Когда у ребенка появится интерес к этим играм, вы можете переходить к развитию сенсорно-перцептивной деятельности.
Для этого направления работы необходимо:
• Продолжать формировать сенсорный и тактильного гнозис;
• Учить восприятию цвета;
• Учить восприятию пространственных признаков плоских и объёмных предметов;
• Формировать конструктивный праксис.
Что можно делать для этого:
• вырабатывайте у ребенка умение ориентироваться в окружающем;
• учите действовать с тактильными таблицами;
• учите выделять цвета;
• познакомьте ребенка с размером и формой (плоскостной и объёмной);
• выполняйте различные действия с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);
• учите дифференцированному восприятию круглой, угольной и квадратной форм;
• учите соотносить цветные и контурные изображения предметов;
• конструируйте из фигур с учётом цвета;
• конструируйте целое из частей, различных деталей.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста с ДЦП педагог должен стремиться развивать такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества соотнесение, сравнение и другие. В соответствии с данными детской психологии о трех этапах овладения детьми сенсорными эталонами необходимо, чтобы содержание работы было направлено на первичное выделение и узнавание ребенком свойств предметов с последующим знакомством с образцом того или иного свойства и обучением использованию сформированных представлений.