Сообщение Ева » 09 фев 2010, 22:51
С апреля в Украине начинается запись в первый класс. Принимают, оказывается, не всегда и не всех детей в ту, школу, куда хотелось бы родителям.
Нам известен именно такой случай. Мотив – ребенок не из их микрорайона. На робкое замечание удрученной родительницы, что они хотели учиться именно в этой школе, последовал незамедлительный ответ: "Школа переполнена, а те учебные заведения, к которым приписана ваша семья, ничем не хуже других".
Паспортные данные действительно интересуют дирекцию школ, но только формально. Не принять вашего ребенка в то заведение, которое вы выбрали, никто вроде бы и не имеет права. Тем более, в нашей стране до сих пор действует принцип "со всеми можно договориться".
А вот сумма "договора" в разных школах бывает разной: от традиционного "магарыча" в виде коробки конфет и бутылки шампанского (как вариант: банка кофе, коньяк и т.д.) до популярных в последние годы стройматериалов – краски, обоев и прочего. Кроме того, родителям ребенка не "своего района" могут предложить сделать благотворительный взнос от 1,5 тысяч гривень. Бывает, что "бумажку" со счетом, на который предложат перевести деньги, родители получают уже через несколько месяцев после начала учебного года. И получается: хочешь, чтобы ребенок продолжал учебу именно в этой школе, выкладывай кругленькую сумму. Кроме этого, ежемесячно "выпрашивают" на нужды школы до 100 гривень. Вот вам и бесплатное образование…
Согласно закону Украины "Об общем и среднем образовании", школа не имеет права не принять ребенка, если ему уже исполнилось 6 лет, даже если уровень интеллекта очень низкий. Тестировать малышей в обычных школах не имеют права. То есть, если ваш малыш чего-то не знает, но вы "принадлежите" пусть к самой "крутой" школе микрорайона, вам не имеют права отказать в приеме. А научить – дело учителя.
Готов? Готов!
Детство дошкольников заканчивается не в августе, а в апреле. Ведь именно весной начинается запись в первые классы украинских школ.
Думать о том, в какое учебное заведение вы хотите отправить своего уже подросшего малыша, нужно за год до "поступления" в первый класс.
"Действительно, события, которые произойдут в жизни ребенка в ближайшие месяцы – первый визит в школу, знакомство с учительницей, собеседование, могут стать основой всей "школьной" жизни, поэтому подойти к ним нужно серьезно", – говорит Илона Рашковская, психолог столичной школы №97.
Сегодня многие родители стоят перед дилеммой – отдавать ребенка в школу в шесть лет или подождать до семи? Ведь обязательной нормы в Украине нет. Чтобы более-менее определиться, психологи утверждают, что можно самостоятельно оценить "боевую" готовность своего дошколенка.
Важнейший критерий оценки готовности малыша к обучению – анатомо-физиологическое развитие, позволяющее выполнять определенные задания длительное время. Мелкая моторика (точные движения пальцев рук) должна быть развита настолько, чтобы малыш справлялся и с лепкой, и рисованием, и с письмом. Что касается анатомии, то в народе говорят, если выпал первый зуб, значит – ребенок готов идти в школу.
Не менее важно для будущего ученика понять поставленную перед ним задачу и контролировать свои собственные поступки. "Шести-семи летний ребенок, в принципе, способен уважительно относиться к предъявляемым требованиям и сдерживать непроизвольные действия, – объясняет Илона Рашковская. – Если малыш не может справиться с собственными чувствами настолько, чтобы до конца выполнить любую порученную (часто не самую интересную) работу, в школе могут возникнуть проблемы с поведением, а потом и с успеваемостью".
Кроме того, признаком "школьной зрелости" психологи считают личностную готовность", то есть, позитивное отношение малыша к школе. Страх перед школой, нежелание становиться учеником или полное равнодушие к предстоящей перемене в жизни часто становится в дальнейшем причиной отказа учиться.
И, наконец, к моменту поступления в школу, малыш должен быть достаточно развит интеллектуально. Для психологов и преподавателей это в первую очередь означает, что ребенок обладает определенным набором сведений об окружающем мире и может анализировать простые факты.
Если ребенок отвечает "нет", когда его спрашивают, хочет ли он идти в школу, это означает, что у него пока отсутствует учебная мотивация, желание учиться, получать знания. А это – самая главная составляющая так называемой психологической готовности к школе. Опыт показывает, что дети, идущие в школу без осознанного желания, хуже справляются с учебой. Умные, но "немотивированные" ребята часто попадают в разряд отстающих. Да и у взрослых лучше получается любимая работа, не правда ли?
"Желания ходить в школу, – объясняет Илона Владиславовна, – может не быть из-за возраста или жизненных обстоятельств. Если ребенку больше 6,5 лет, а он не хочет идти в школу, нужно обратиться к психологу, который поможет разобраться в причинах отсутствия мотивации. Может, ребенку что-то мешает? Например, негативный учебный опыт старших детей в семье или собственный, детсадовский опыт".
Ребенок, который уже "созрел" для школы, умеет разделять реальность и фантазии. Как правило, он уже не верит ни в Бабу Ягу, ни в Деда Мороза. Дошкольнику свойственно верить в сказки, а ребенок, готовый к школе, уже понимает, как устроен мир, что бывает на самом деле, а что нет. Самооценка будущего школьника должна быть адекватна или чуть-чуть завышена.
Если вам трудно понять, готов ли ребенок к первому классу, можно обратиться к любому школьному психологу. Он оценит и проверит, есть ли все вышеперечисленные качества у вашего малыша.
Некоторые, особенно элитные учебные заведения, выделяют еще так называемую педагогическую готовность ребенка. В таких школах и лицеях считается, что будущий ученик должен обладать определенным набором умений и знаний. Однако если ребенок хорошо читает и считает, но психологически к школе не готов, вряд ли его знания будут способствовать успешной учебе.
Собеседование или тестирование?
Не волнуйтесь, ничего страшного в собеседовании нет. Ни одна школа не имеет права проводить "вступительные экзамены" в первый класс (тестирование проводят только в спецшколах). "Хотя наша школа и считается специализированной, – рассказывает Ольга Антипова, директор школы №254 с углубленным изучением английского языка, – но тестирование у нас проходить не обязательно. Просто психологи во время игры с детками узнают, что умеет, а чего не умеет ребенок. Собеседование – это всего лишь знакомство, позволяющее преподавателям оценить психологическую готовность малыша к обучению. И если ваш ребенок ошибся, неверно сложив три яблока с двумя, не переживайте".
Несмотря на то, что задания в каждой школе свои, составлены они по общим принципам, учитывающим все стороны готовности ребенка к школе. Во время первого собеседования малыша могут попросить рассказать сказку или рассказ по предложенным картинкам, прочитать наизусть стихотворение. Могут поинтересоваться, как называется страна (город) в котором он живет, какое время суток сейчас – утро или вечер, как зовут маму, папу, где они работают. Задаваемые вопросы могут быть "провокационными", например, "Пересчитай пальцы на руках. На какой больше?". Не обязательно, но могут попросить назвать цифры на картинках, или решить простейшую задачу типа "У Кати было 5 гривень. Она купила билет на автобус за 1 гривну. Сколько денег у нее осталось?"
"Главное условие для зачисления в школу – ребенку до 10 сентября должно исполниться 6 лет, – объясняет Людмила Серенко, директор школы №223. – Конечно, хорошо, если ребенок умеет читать и писать, но если он до школы этому не научился, учитель научит. Тестировать мы можем тех, кто не "принадлежит" нашему микрорайону. То есть, в первую очередь принимаются "свои" дети, а все остальные – на конкурсной основе".
Но этот "конкурс" тоже понятие относительное. В принципе, родители имеют право отдать свое чадо куда угодно (главное, чтоб кошелек позволил), но иногда тестирование-собеседование позволит им сориентироваться. Скажем, вы нацелились на школу с углубленным изучением языков, а при беседе с вашим ребенком у него обнаруживается математический склад ума. Вам посоветуют подыскать соответствующую школу.
"Прописка нужна для того, чтобы равномерно распределить детей по школам, – добавляет Ольга Антипова. – Чтобы не получилось так, что в одной школе учиться 2100-2800 детей, а в соседней – 600-700. А еще для того, чтобы "выявлять" всех детей школьного возраста, ЖЭК передает нам данные о потенциальных учениках. Для родителей будущих первоклашек хотелось бы сказать: главное – не статус школы, а первая учительница". Эти слова подтверждает и психолог Рашковская, говоря, что первая учительница должна стать для малыша почти мамой и от того, как сложатся взаимоотношения этих двух людей, зависит вся дальнейшая школьная жизнь.
Спецподготовка не нужна
Несмотря на то, что сейчас во многих школах работают подготовительные двухмесячные курсы для будущих первоклассников, большинство психологов говорят, что особая подготовка к первому собеседованию не нужна. (Эти курсы, скорее, рассчитаны на детей, которые не ходили в детский сад. Программы же традиционного сада вполне достаточно для "поступления" в школу). Более того, дополнительная подготовка может быть даже вредна. Особенно, когда родители запугивают ребенка предстоящим испытанием или очень переживают, а их волнение передается малышу. Это ощущение тревоги во время экзаменов может остаться с ребенком на всю жизнь! Лучше и непосредственнее во время собеседования (тестирования) ведет себя тот ребенок, который просто считает, что идет записываться в школу, знакомиться с учительницей.
Каждый родитель переживает, сможет ли его уникальный ребенок ответить на задаваемые вопросы. Скорее всего, сможет, ведь они базируются на обычных знаниях об окружающем мире, на ежедневном опыте ребенка-дошкольника, которому читают книги, с которым обсуждают увиденное... Кстати, толковый психолог при тестировании смотрит, насколько хорошо будущий ученик умеет руководствоваться правилами. А правила ребенок может освоить только в игре со сверстниками. Если ребенок научился играть "по правилам", то он и в школе будет вести себя по правилам, как бы перенося условия игры в реальность.
Проводить репетиции тестирования или собеседования тоже нет смысла. Во-первых, у каждого психолога они свои и "наученного" ребенка сразу видно. Во-вторых, такая подготовка нервирует маленького человека. В-третьих, по результатам тестирования становится понятно, подходит ли данному малышу программа школы. Это очень важно: ребенок должен учиться по программе, соответствующей его уровню. Тогда он не будет чувствовать себя хуже одноклассников, и самое главное, чрезмерные интеллектуальные нагрузки не приведут к умственному истощению.
Согласно закону Украины "О дошкольном образовании" Главное управление образования и науки Киева распорядилось с прошлого года на всех выпускников детских садов столицы заводить психолого-педагогическую карту развития, которую психологи или воспитатели заполняют по пяти показателям развития ребенка: физическом, социальном, речевом, познавательном и эстетическом. Эту карточку вместе с медицинской картой, паспортом родителей и свидетельством о рождении ребенка предоставляют в школу. У "домашних" детей, которые в сад не ходили, такую карточку требовать не будут.
Домашнее задание
Перед поступлением в первый класс, ребенок чувствует приблизительно то же, что и… каждая женщина перед первым замужеством: страх, волнение, интерес, томление. Возможно, именно такая гремучая смесь бурлит и в крови конкретно вашего ребенка. Задача родителей в "предшкольный" момент – как можно больше находиться рядом с малышом, с пониманием отнестись к его переживаниям и по возможности подготовить к предстоящим переменам.
Основная психологическая проблема, которую переживают дети в первый год школьной жизни – расставание с играми. Знакомая мама дочки-первоклашки рассказывала, что первые два месяца почти все дети из их класса носили с собой кто медведя, кто машину – для "моральной" поддержки. Еще вчера все они возились с конструктором, играли "в магазин" или футбол под одобрительные возгласы взрослых, а вдруг сегодня те же взрослые недовольно хмурятся оттого, что драгоценное время тратиться на бестолковые забавы.
"Это нормально, – успокаивает Раиса Петричук, учитель начальных классов школы № 297. – Первокласснику игра необходима ничуть не меньше, чем дошколенку. Не пытайтесь внушить малышу, что учеба – дело серьезное и к ней надо относиться ответственно. Лучше научите ребенка играть в новую, занимательную игру – ученье. Практически все дети приходят в школу с желанием стать учениками, но как это делается, они не знают. Они не умеют учиться, но хотят хорошо играть "в ученика". Можно поиграть с ребенком "в школу": пусть любимые игрушки станут учениками. Сначала взрослый читает ребенку и игрушкам-ученикам сказку, а потом ребенок проверяет у игрушек домашнее задание – игрушки голосом мамы или папы пересказывают сказку с ошибками, а малыш исправляет допущенные ошибки. В игре познакомьте малыша со школьными правилами – не вставать с места без разрешения, не выкрикивать ответ, входить и выходить из класса по звонку. Пусть ребенок сам расскажет об этих правилах ученикам-игрушкам".
Еще одним испытанием для первоклашки становятся первые отметки, пусть даже в виде цветных звездочек и флажков. До поступления в школу, работу малыша никто и никогда не оценивал, а за любой рисунок, прочитанный стишок или помощь по дому его хвалили, восхищались умением и сообразительностью. Ребенок попросту оказывается не готовым к тому, что далеко не все у него может получаться на "отлично", а ведь учитель оценивает не только факт выполнения задания, но еще и качество работы.
"Чтобы оценки не стали причиной сильнейшего стресса, приучите малыша к мысли, что его действия можно оценивать, – объясняет Илона Рашковская. – Например, летом перед школой можно ввести в жизнь ребенка "волшебные линеечки" – вертикальные полоски на листах бумаги. Пусть ребенок ставит красный крестик на вершине полоски, если, по его мнению, он справился с заданием хорошо, если работа вышла не совсем удачно – крестик по середине, а уж если поручение осталось невыполненным или сделано плохо, то крестик должен стоять внизу. После того как малыш сам оценит свои действия, обсудите вместе, почему он так считает. Выскажите свое мнение, посоветуйте, как лучше выполнить задание в следующий раз".
Использовать линеечки можно для оценки самых разных действий ребенка: как он почистил зубы, как разговаривал с бабушкой, как помог маме убрать со стола или свои игрушки. Однако нельзя оценивать умение дошкольника читать, писать и считать. Этому ему еще только предстоит научиться в школе.
Кроме того, будущий школьник должен самостоятельно себя обслуживать: одеваться-раздеваться, ходить в туалет, кушать. За месяц-два до начала школьных занятий желательно приучить ребенка к определенному режиму дня. Иначе в сентябре подъем в семь утра (а то и раньше) станет настоящей трагедией для ребенка, которому все лето разрешали спать чуть ли не до обеда.
"Не заставляйте детей читать раньше времени, – настаивает Елена Шевченко, воспитатель детсада № 785. – Кроме того, ребенок, который к первому классу знает таблицу умножения и пишет диктанты письменными буквами, скорее всего, в школе заскучает и быстро потеряет интерес к учебе. Лучше разговаривайте с ребенком, не отмахивайтесь, а отвечайте на все его вопросы, тренируйте память, развивайте его наблюдательность, умение концентрировать внимание".
Как свидетельствует практика, первый раз в первый класс малыши идут с удовольствием. Они побыстрее хотят избавиться от "детского" этапа жизни и начать новый - "школьный". А задача взрослых - сделать этот переход как можно менее болезненным, как в материальном, так и в моральном плане.